Останкинскому ТЦ исполнилось 50 лет.

30-11-2017

Останкинскому ТЦ исполнилось 50 лет. Юбилей главного телецентра страны отпраздновали в АО «НИИ телевидения», где 29 ноября состоялась конференция, посвященная этой дате. «Вклад ВНИИ телевидения (название института в 1967 г.) в создание телевизионной аппаратуры Останкинского телецентра самый большой, самый значительный», – сказал в канун юбилея мэтр отечественного и мирового телевидения Марк Иосифович Кривошеев.



Конференцию открыл заместитель генерального директора по научной работе АО «НИИ телевидения» Александр Константинович Цыцулин. «В 60-е гг., когда мы создавали оборудование Останкинского телецентра на современной элементной базе, мы были абсолютно самодостаточны. Нашей молодежи предстоит восстановить забытую традицию. Мы должны стремиться не к импортозамещению, а к импортонезависимости. Это наша первостепенная задача», – заявил он в своем выступлении.

В своем докладе «Вклад Всесоюзного научно-исследовательского института телевидения в создание Общесоюзного (Останкинского) технического телецентра им. 50-летия Октября» руководитель Музея телевидения Вера Васильевна Зеленова рассказала о масштабе работ, проведенных в институте и в смежных организациях. Два года было у создателей аппаратуры (гл. конструктор директор ВНИИТ Игорь Александрович Росселевич). Дата пуска была обозначена – юбилей Октябрьской революции.

Сам телецентр поражал своими масштабами – более 1 млн. куб. метров, аппаратные занимали более 400 тысяч куб. метров. Полный комплекс оборудования был рассчитан на многопрограммное централизованное вещание. Он должен был состоять из 14 аппаратно-студийных блоков (АСБ), 7 аппаратно-программных блоков (АПБ), блоков видеозаписи, технического контроля, переводов, аппаратной внутренней видеозаписи, центральной аппаратной, куда одновременно должны поступать программы от 33-х источников, и др. аппаратных. В составе каждой АСБ была студия (1 студия – 1000 м2, 4 – 600 м2, 5 по 150 м2). К каждой АПБ примыкала дикторская студия. В зависимости от размера студии размещалось до 5 телекамер. На 39 сценических площадках должны были работать до 117 студийных камер и камерных каналов, не считая «потолочной».

Работы шли и на Останкинской башне. Пока лифтов не было (они начали работу в 1968 г.), сотрудники вместе с аппаратурой поднимались пешком на большую высоту Наши аппаратные были, в том числе на 11 этаже Останкинской башни). Месяцами сотрудники института работали на строящемся телецентре, на заводах, с короткими возвращениями в институт. Необходимо было сдать в назначенные сроки новую аппаратуру, не уступающую по своим параметрам зарубежным аналогам и научить работать на новой технике эксплуатационников.

Как вспоминали участники конференции (большинство из них принимали участие в создании аппаратуры ОТЦ), в команде И. А. Росселевича работали выдающиеся специалисты − Надежда Геннадьевна Галахова, Валентина Андреевна Гладкова, первоклассные специалисты и организаторы – Яков Абрамович Шапиро, Виктор Тимофеевич Есин, Борис Абрамович Берлин, Борис Моисеевич Певзнер, Яков Иосифович Лукьянченко…

Институт работал как единый организм. О духе единения говорили многие выступающие – Валерия Сергеевна Герасимова, Елена Алексеевна Дубинина, Александр Степанович Глыбин. В создании телевизионных камер (КТ-87 и КТ-116) помогали все отделы, – сказал он. Страна была телефицирована во многом благодаря ВНИИТ – головной организации в телестроении СССР. Мы работали честно и дружно.

О тесном взаимодействии ВНИИТ с заводами говорил заместитель исполнительного директора, руководитель информационно-аналитического центра ЗАО завода им. Козицкого Александр Маркович Непомнящий. «Сегодня мы больше уделяем внимания достижениям космического, морского – прикладного телевидения, – сказал он, – но мы не должны забывать об успехах в вещательном телевидении.

Юбилей Останкинского телецентра – это, прежде всего, юбилей цветного телевидения, – продолжил он. Правда, начало цветному ТВ вещанию положено еще в 50-е гг., когда во ВНИИТе была создана цветная последовательная система, а завод им. Козицкого изготовил первые цветные телевизоры «Радуга» (ведущий разработчик –сотрудник ВНИИТ Леонид Иванович Балдин). Цветная последовательная система некоторое время работала на Шаболовке. Затем в институте была создана базовая модель системы, близкой к NTSI. Мы на заводе изготовили 100 цветных телевизоров. После принятия в СССР системы «SECAM» ВНИИТ оказал неоценимую помощь заводам в разработке и освоении аппаратуры цветного телевидения. Среди специалистов я бы выделил Бориса Моисеевича Певзнера – инженера и ученого, главного конструктора первой цветной передвижной телевизионной станции, начальника лаборатории Игоря Николаевича Денисенко, горячего энтузиаста цветного телевидения Виктора Ивановича Балетова. А как не вспомнить двух выдающихся специалистов по синхрогенераторам – Гарба и Сигалова! Мы с Вашим институтом создавали цветное ТВ оборудование на системном уровне».

О конструкторах вспомнил Дмитрий Иванович Душутин. Конструкторская группа Гладковой создала базовую конструкцию не только Останкинского телецентра, но и всех телецентров страны. Конструкторская документация из института вместе со специалистами отправлялась на заводы.

4 ноября 1967 г. – день пуска первой очереди Технического телевизионного центра им. 50-летия Октября. Как вспоминал Валентин Валентинович Однолько, вниитовцы, как и другие участники торжественного события, пришли празднично одетые. На открытие должен был присутствовать президент Египта Гамаль Абдель Насер. И непредвиденное событие! На 4-м этаже прорвало трубу. Вода заливала аппаратные и коридоры с японскими ковровыми дорожками. Камеры успели вынести. Кто-то из сотрудников в тревожном ожидании водопроводчиков закрыл спиной отверстие в трубе. Засучив брюки и подобрав юбки, ленинградцы с москвичами, с главным инженером телецентра вычерпывали воду…

Насера провели на Останкинскую башню, главное здание телецентра в этот день ему не показали. Тему «забавных случаев» в день ввода в эксплуатацию ОТЦ подхватил Петр Петрович Белонучкин. Тогда молодой специалист, впоследствии начальник большого научного подразделения ВНИИТ, работал как на телецентре, так и вместе с сотрудниками ленинградского завода «Волна» на передвижной телевизионной станции. 4 ноября он находился в кинопроекционной, оснащенной цветным телевизионным оборудованием, и наблюдал, как молодая неопытная сотрудница телецентра установила бобину с кинофильмом «Броненосец Потемкин». Через несколько минут бобина свалилась, пленка размоталась по кинопроекционной. Общими усилиями вручную с участием Петра Петровича ее наматывали на бобину, продолжая показ фильма на 33-м канале.

Конференция завершилась демонстрацией документального фильма «Большая Москва». Материал был отснят операторами Н.Б. Серебряковым и С.Б. Хлусевичем – сотрудниками ВНИИТ в 1965 – 1967 гг. Кадры фильма, как свидетельство творческого энтузиазма, размаха деятельности специалистов, вошли в выпущенной к знаменательному дате газете «Вестник музея».


Назад к новостям